Памятники архитектуры Уфы - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Памятники архитектуры Уфы

Памятники архитектуры

На улице Александровской

07.09.2017

В сентябре 1824 года Уфу посетил император Александр I. Он принял участие в закладке воинских казарм и Александровской церкви, намеченной к постройке планом Гесте-Сметанина 1819 года. Собственно с этого времени и началась история одной из красивейших улиц старой Уфы – Александровской, в советское время получившей имя автора «Капитала» Карла Маркса.

Уфимская духовная семинария
(К. Маркса, 3)

Духовная семинария в Уфе была открыта 26 сентября 1800 года. Называлась она Оренбургской по названию как епархии, так и губернии. Первоначально семинария помещалась вместе с Консисторией, т. е. примерно там, где ныне стоит Дом республики.
К 1828 году было выстроено новое каменное здание по плану архитектора Трофимова, деньги на строительство выделил Святейший Синод. Возводилось здание три года. Задуманное автором проекта Новой Уфы Вильямом Гесте как западная граница Соборной площади здание Духовной семинарии оказалось на одном из самых высоких мест города. Украшенный восьмиколонным портиком центральный ризалит с входом в здание располагался строго напротив входа в Воскресенский кафедральный собор (сейчас на месте собора находится здание Башдрамтеатра), размещённый в геометрическом центре площади. В начале ХХ века были вырублены берёзы разбитого в 1872 году на Соборной площади Ушаковского парка, и между собором и семинарией появилась спортивная площадка (ныне – стадион «Динамо»). Кроме собора и здания семинарии, ансамбль площади включал здания дома архиерея, дома губернатора, мужской гимназии и Присутственных мест. В связи с недостатком денежных средств в ансамбль площади первоначально вошло и несколько деревянных домов по улице Губернаторской (Советской). Кроме того, в связи с разрушением в 1830-е годы первоначального здания, которое по первоначальному замыслу должно было стать зеркальным отражением здания Присутственных мест, расположенного с ним по одной красной линии гимназии, нарушена была и строгая симметрия северной стороны площади. Тем не менее, уфимский классицизм был выразительно представлен именно в постройках Соборной площади. К концу XIX века разбитый на Соборной площади парк сделал незаметным нарушение целостности архитектурного ансамбля.
К середине ХIХ века в семинарии, кроме специальных предметов, преподавались также история, археология, логика, психология, риторика, поэзия, физика, медицина, сельское хозяйство, алгебра, геометрия, землемерие; еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский языки. Полученное образование позволяло выпускникам быть не только священниками, но и учителями.
В 1884 году западнее семинарии на улице Ханыковской (Гоголя) был выстроен большой корпус мужского духовного училища, и образовался комплекс религиозных учебных заведений.
В 1912 году в семинарии был открыт церковно-археологический комитет по охране и регистрации церковных древностей Уфимской епархии, целью которого было в числе прочего наблюдение за сохранностью старинных храмов, часовен, кладбищ, церковной утвари. Улица, на которой стояло здание семинарии, до начала ХХ века именовалась Семинарской, но с введением нумерации домовых владений в 1904 году, она стала началом улицы Александровской.
В 1920-е годы здание занимала школа-интернат имени Ленина, в 1930-м в нём разместился образованный в том же году сельскохозяйственный институт. В годы войны там было размещено оборудование одного из эвакуированных заводов, позже работал завод низковольтной аппаратуры. Сейчас в здании расположены Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан и Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан.

Читать дальше

Под сенью яблонь и рябин

14.04.2017

Улицу Аксакова, на которой прежде обитал мелкий и средний торговый люд, сегодня трудно назвать живописной. Многие здания, стоявшие здесь в прошлом веке, остались лишь на фотографиях. А пышную зелень приусадебных садов сменил строгий бетон многоэтажек и заводских корпусов. Но и сегодня еще можно увидеть осколки уходящей Уфы, находящиеся на грани исчезновения. Одним из них можно считать бывшую мещанскую усадьбу №82 (ранее ул. Каретная (Аксаковская, 78), принадлежавшую семье Лопатиных.

120 лет - в обед
Отставной унтер-офицер Евфимий Амфилохиевич Лопатин и его жена Анна Сергеевна купили участок между 1883-м ( по документам в этот год владелицей усадьбы была Пелагея Карева, а в последующих документах уже значатся Лопатины) и 1897 годом.
- Двухэтажный каменно-деревянный дом с резными наличниками, карнизами и филенчатыми пилястрами представляет собой образец губернского деревянного и кирпичного зодчества, - говорит знаток уфимской старины Владимир Захаров. - Он является выявленным памятником истории и культуры и визуально составляет единый ансамбль с соседней усадьбой Судаковых (н. №84), формирующей историческую среду старинной уфимской улицы.
По воспоминаниям старожилов, Лопатины торговали сеном на ближайшей торговой площади, а также держали каретную мастерскую. По всем признакам дела у них шли неплохо, так как во дворе был построен одноэтажный деревянный флигель с мезонином для проживания прислуги. Он сохранился до наших дней, и сегодня там размещены три жилые квартиры. Правда, еще в 20-х годах к нему был сделан кирпичный пристрой. Также во дворе стоял бревенчатый каретник и был разбит плодовый сад в несколько квадратных сажень.

Читать дальше

За окнами старого дома

17.03.2017

Газетное сообщение: «В Уфе ИСК отреставрирует усадьбу братьев Соловьевых на улице Свердлова. Два дома – №86 и №88 (одноэтажный деревянный и двухэтажный из смешанных материалов) выкупило у владельцев АО «Инвестиционно-строительный комитет» и планирует провести реставрацию строений, признанных объектами культурного наследия».

«Дорогая Маргарита! Спасибо тебе за поздравление и пожелание. Их на этот раз было много, и официальных и неофициальных…» – согласитесь, такие слова можно адресовать только близкому человеку. Письма нашего великого земляка художника Михаила Нестерова к племяннице Маргарите Михайловне Облецовой разобраны нашими искусствоведами, казалось бы, по косточкам. После смерти в 1913 г. сестры Нестерова Александры, Маргарита Михайловна получила часть вещей покойной. Именно она сохранила детские вещи своего дяди, его работы. Но, как выясняется, в Башкирский художественный музей эти реликвии передала уже не Маргарита, а Магдалина Елеазарова. Дело в том, что в последний год войны М.М. Облецова скончалась, и всё имущество покойной как бы автоматически перешло к её родной сестре. Первый и главный вывод из этого: сёстры проживали в одном доме. Более того, можно смело говорить, что дом этот сохранился – он стоит на нынешней улице Свердлова…

Читать дальше

Высоко сижу, далеко гляжу

01.02.2017

Загородный дом купца Костерина, расположенный у Южного автовокзала, большинству уфимцев известен как «Дом с петушком». Так его прозвали в народе из-за флюгера в виде голосистой домашней птицы, который венчает башенку. Эта архитектурная достопримечательность с резными орнаментами – чуть ли не единственный памятник деревянного зодчества конца XIX века не только на улице Зорге, застроенной безликими «хрущебами», но и, пожалуй, во всем Октябрьском районе столицы Башкирии.В наступившем году особняк 1890 года постройки по праву можно назвать главной резиденцией символа 2017-го – года Петуха. А потому самое время вспомнить историю этой красивейшей достопримечательности купеческой Уфы.
Дом высокого полета
Интересно, что архитектор дома остался неизвестным.
- Тогда вокруг Уфы было очень много дач, и, конечно, автора проекта никто не знает, - объясняет краевед Анатолий Чечуха. - Зачастую у нас нет информации об архитекторах домов в центре города. Так что найти архитектора дачи просто невозможно.
У дачи Костерина - стандартная архитектура двухэтажного деревянного дома с резными украшениями. К зданию пристроена башенка, напоминающая стиль петербургского архитектора Ивана Ропета. Прежде всего загородный дом Костерина выделяется как раз этой башенкой.

Читать дальше

Единый дом двух купцов: Уфимские были

28.01.2017

«Возможно, мы их больше никогда не увидим» – под таким заголовком
«Молодежная газета» 13 декабря 2012 года опубликовала сведения по результатам межведомственной комиссии «для определения историко-культурной ценности объектов» по маршруту следования делегаций ШОС. Среди объектов культурного наследия, обследуемых комиссией, оказались и дома 53а/1, 55/1 по ул. Гоголя. А ведь у них интересная история, отсылающая нас к концу 19 века...

Уфа, ул. Гоголя, 53а/1, ул. Гоголя, 55/1 – Дом доходный Т.Н. Мартемьянова и Дом доходный Ф.С. Хаева, дата постройки – около 1890 года(Источник: Карта «Уфа. Культурное и природное наследие». Москва, 2006 год. Пояснительный текст к карте. Указатель памятников и истории и архитектуры. С. 18).
Тимофей Никифорович Мартемьянов, человек средних лет, чернобородый, коренастый, насупив брови, сосредоточенно потирал лоб. Шел 1886-й год.
Только что отгремели торжества по случаю 300-летия Уфы, где городской голова Дмитрий Семенович Волков растрогал всех своим Гимном родному городу, а уж надо к делам возвращаться. За 10 лет пребывания в Уфе Тимофей Никифорович и заводиком обзавелся, и в скобяную лавку товары только знай подтаскивает. Доходы идут. Одно слово: Мартемьянов! Деда – Мартемьяна – уважали за порядок в кузне, за свое крепкое хозяйство. От него и пошло: Мартемьянов сын, Мартемьянов внук, стало быть – Мартемьяновы. Но Тимофей в родных краях долго не задержался, хватку приобрел – и вперед! На новые места! Обратно в село не тянуло, хотелось ближе к железу, камню, да и к новой жизни тоже. Заводские дела продвигались, сам со съемного жилья съехал, обзавелся своим и семью выписал. Насупленные брови разгладились, Мартемьянов, чуть улыбнувшись, вспоминал, как свои гостевали в Уфе (пока сам обустраивался) да городской жизни дивились. Дочки-барышни все норовили и по магазинам уфимским поглазеть, и моду соблюсти, и в парке погулять. А только заявят по городу о приезде театральной труппы, сразу защебечут: «Папенька, па-пенька!» – и сопровождаешь их, как положено. «А теперь обосновались в городе, – радовался про себя Мартемьянов и, продолжая свой внутренний монолог, хвалил себя, что учиться определил дочерей в Мариинскую. – Гимназия хорошая, директор – княгиня Лидия Алексеевна Багратион-Имеретинская на послушание и скромность воспитанниц наставляет, к книгам приобщает, вот недавно на библиотеку сумму пожертвовал».Свободный капитал прибыль дает, можно и в банк под проценты. Но душа просит деятельности. Известные в городе люди доходные дома наставили: Тевкелевы в Случевском переулке еще в 1860 году отстроились, Г.К. Нагель на Успенской, С.Л. Сахаров на Бекетовской... Пора и мне взяться за прибыльное дело.

Читать дальше

От конструктивизма к неоклассике. Архитектура Уфы 1920–1940-х гг.

27.01.2017

К началу 1930-х годов в Уфе концентрируются индустриальные гиганты машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, предприятия легкой, пищевой и лесоперерабатывающей промышленности. Это предопределило строительство жилья в огромных масштабах и появление подчас уникальных зданий, в том числе общественного назначения. Реализация градостроительных задач потребовала новых источников финансирования. Частный заказчик вытесняется крупными государственными предприятиями. В столице республики возводятся монументальные правительственные и административные здания, корпуса вузов, учреждений науки и культуры. Эти здания до сего дня определяют лицо города, тем не менее об истории их появления почти ничего не известно.

1. Башжелдорстрой (К. Маркса, 12)
Конструктивизм – авангардное течение в архитектуре 20–30-х годов минувшего века – представлен в Уфе несколькими зданиями. Для своего времени они оказались сооружениями неординарными не только по масштабу, но и по социальному предназначению.
В 1929 году в Уфе была размещена крупная хозяйственная организация – трест Башжелдорстрой. На него возлагалась важная задача – сооружение железной дороги от Уфы до Оренбурга. Для размещения управленческого аппарата Башжелдорстроя потребовалось выстроить большое здание. Городские власти предоставили под строительство участок на пересечении улиц Цюрупы и Фрунзе. Однако пуск в эксплуатацию новой железнодорожной магистрали требовал подготовки квалифицированных специалистов, и поэтому возведение административного здания решили совместить со строительством железнодорожного техникума.
Два этих многоэтажных сооружения, предопределивших начало эры индустриального развития Уфы, предложено было строить по периметру Beрхнеторговой площади, обратив их фасады на улицы Карла Маркса и Пушкина. Проект выполнил уфимский архитектор Валентин Оттович Вайднер (1902–1938), увлечённый эстетическими принципами конструктивизма.
В первую очередь приступили к возведению здания управления Башжелдорстроя. Более протяжённый его фасад по красной линии улицы Карла Маркса предопределил главные эстетические характеристики здания. Фасад архитектор акцентировал широким ризалитом (см. пояснения в конце текста), который членился тремя лентами вертикального остекления. Освещённость помещений достигалась за счет устройства больших почти квадратных окон.
Впечатляюще устроена входная группа, объединяющая два крыла здания с использованием остеклённого полуцилиндрического объёма, – фланкирующие его глухие стены воспринимаются как громадные пилоны торжественно оформленного входа.
Масштабность замыслу архитектора придал расположенный рядом учебный корпус Уфимского железнодорожного техникума по улице Пушкина. Здание выстроено со значительным отступом от красной линии и отделено от улицы широкой полосой бульвара.
После ликвидации в 1934 году Башжелдорстроя в здании управления был размещён комбинат «Востокнефть» (с 1944 г. «Башнефть»), а с началом войны его занял Башкирский сельхозинститут, собственные помещения которого передали эвакуированному оборонному заводу.
Здание железнодорожного техникума ещё в 1940 году было передано открывшемуся авиационному техникуму. Когда в корпусах началось размещение Уфимского авиационного института (1963 г.), их перестроили, не посчитавшись с архитектурно-стилистическими особенностями. Тем самым выразительные преимущества первоначального фасада были нарушены с потерей стилистической выразительности.

Читать дальше

Особый дом в истории Уфы, его особая судьба

22.04.2016

Светлой памяти Людмилы Васильевны Казанской (1905 – 1987 гг.) – первому профессиональному искусствоведу в истории Уфимского художественного музея.


В старинных городах России, расположенных вдоль берегов Волги, в Волжско-Камском бассейне, на рубеже XIX-XX вв. стали постепенно открываться художественные музеи, картинные галереи. Сначала в Москве – Третьяковская галерея, затем в Казани, Нижнем Новгороде, в Астрахани. Инициаторами осуществления столь новой для российской провинции художественной идеи выступили местные художники при поддержке губернского дворянства, купечества, земской интеллигенции.
К этому же периоду относится возникновение идеи об открытии Художественного музея в губернской Уфе, в то время активно растущем городе в Башкирии. В 1913 г. М.В. Нестеров (1862-1942 гг.), тогда уже известный и признанный мастер живописи, выразил готовность создать в своем городе Художественный музей. Он передал в дар собрание произведений искусств, состоящее из собственных работ и работ художников, близких ему по творческому, дружескому общению. Столь благородный поступок Нестерова был продиктован его глубокой убежденностью в необходимости открытия в Уфе картинной галереи. Он был убежден, что в будущем город станет одним из культурных центров богатейшего региона России – Южного Урала.
Дворянско-купеческое собрание Уфы одобрило идею, поблагодарив, художника за его просветительские взгляды и практический вклад в развитие культурной жизни города. Однако тогда не нашли подходящего помещения для экспонирования произведений столь высокохудожественной и исторической значимости. Работы, упакованные в ящики, шесть лет простояли в мастерской М.В. Нестерова в Москве, все еще не оставляя надежды на претворение замысла в жизнь.

Читать дальше

Архив новостей


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Дом-музей С. Т. Аксакова

Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова - самый старинный деревянный дом в Уфе - находится на углу улиц Салавата и 3. Расулева. В фонде музея - более четырех тысяч экспонатов. Фонды музея пополнялись предметами быта, безвозмездно переданными почитателями таланта С. Аксакова. Уфимский Дом-музей известен далеко за пределами России, прежде всего как центр Международного Аксаковского праздника. Ежегодно организует Аксаковские дни, научные чтения, выставки, литературно-музыкальные вечера, камерные концерты старинной и классической музыки.

 

« Сентябрь 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

УФА В КНИГАХ