Памятники архитектуры Уфы - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Памятники архитектуры Уфы

Памятники архитектуры

Уфимская архитектура. Кирпичный стиль

15.02.2019

После строительства в 1888—1890 годах железной дороги Уфа из небольшого и тишайшего провинциального городка с 15—20 тысячами сонных жителей довольно быстро стала превращаться в крупный торговый и промышленный центр. Город стремительно рос. Возводились целые кварталы и районы, и в конце XIX-XX вв. Уфа представляла собой одну сплошную стройку.
Интересные воспоминания об этом периоде сохранились в очерке служащего Катав-Ивановского завода Федора Федоровича Киселева. Летом 1896 года после длительного перерыва он посетил губернскую столицу, а затем прислал в «Уфимские губернские ведомости» большую статью «Из путевых впечатлений», печатавшуюся в 6 номерах газеты.
Въезжая в город от железнодорожного вокзала по современной улице Дзержинского, Федор Киселев увидел, что пустое пространство, которое было между вокзалом железной дороги, т.е. старой Нижегородкой у берега реки Белой и самим городом, на расстоянии сказанных 4 верст, все застроено домами. А тем более по спуску всей орешниковой горы, точно виллы в Швейцарии, эти дома красиво расположились между тем лиственным лесом, зелень которого еще ярче оттеняет своеобразные формы крыш, окон, резьбы и красок.

Читать дальше

«Хамелеон» в кружеве

05.02.2019

«Хамелеоны» появляются там, где есть горы и овраги. Они не боятся знойного южного солнца и уральских морозов. Порой они красуются на видном месте, но никто и не догадывается об их изменчивой сущности. В нашем городе тоже есть такие нарядные «приспособленцы».
Конечно, речь идет не о пресмыкающихся, а о зданиях, имеющих фасады с разным количеством этажей. В старой Уфе таких немало. Взять хотя бы улицу Октябрьской Революции, которая лежит между двух оврагов, куда спускаются зады усадебных участков, неудобные для застройки.
Деревянный «хамелеон» по улице Октябрьской Революции, 23/1, вытянулся с юга на север по усадебной территории, которая спускается в глубокий овраг. Поэтому использован естественный уклон рельефа местности: главный деревянный фасад имеет один этаж, а задний в два этажа - кирпичный цоколь и верхний деревянный. Более короткий главный фасад «хитреца» обращен к улице. С востока он почти вплотную примыкает к соседнему одноэтажному каменному дому №25. А когда его возвели?

Читать дальше

История в дереве

27.11.2018

 

Одна из главных особенностей Уфы, которую отмечают многие приезжие, - наличие в историческом центре целых кварталов самобытных деревянных домов. Однако из-за интенсивной застройки они все чаще попадают под снос, уступая место каменным высоткам. На повестке дня стоит вопрос сохранения памятников деревянного зодчества, которых в нашем городе все еще насчитывается несколько десятков. Его решение требует совместных действий городских и региональных властей, а также участия самих уфимских застройщиков.


На сегодняшний день в Уфе 11 объектов деревянной архитектуры включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Два из них имеют статус объектов культурного наследия федерального значения - Дом Боровского по улице Чернышевского, 83, где Владимир Ленин во время приезда в Уфу в 1900 году встречался с местными социал-демократами, и Дом-музей Ленина по ул. Достоевского, 78, где проживала отбывающая ссылку Надежда Крупская, которую навещал Владимир Ильич. Еще 64 постройки из дерева и строения смешанного типа обычно с каменным цоколем и деревянным верхним этажом относятся к выявленным объектам культурного наследия.
Большинство из этих исторических архитектурных объектов нуждается в той или иной степени ремонта и реставрации. В Уфе первый опыт таких работ относится к концу 30-х годов прошлого века и связан с приведением перестроенного под коммуналки будущего Дома-музея Ленина в тот вид, когда в нем жила Надежда Крупская. В 1938 году архитектор Адамович составил проект реставрации, где предусматривалось оформление зала под экспозицию, комнаты под библиотеку и зал-читальню. Вскоре с проектом ознакомилась Крупская, внесшая ряд замечаний и пожеланий, которые учли в процессе работ. Консультируя реставраторов, Надежда Константиновна вспомнила, что стены ее комнаты были оклеены обоями. По справочной литературе были подобраны характерные для тех лет рисунки, и по ним сделали обойные валики, а первую партию обоев для музея изготовили в Москве. Перед началом реставрации дом был уже ветхим, в нем жили три семьи, поэтому восстановительные работы шли с 1938 по 1941 год, зато по их завершении Дом-музей обрел планировку и отделку эпохи начала прошлого века, которую можно видеть и сейчас.
Другой крупный реставрационный проект – восстановление исторического особняка по улице Расулева, 4, где с 1795 по 1797 год проживала семья писателя Сергея Аксакова, начался в конце 1980-х годов. Работы проходили под контролем автора архитектурного реставрационного проекта Земфиры Хатмуллиной. Художественно-экспозиционный проект выполнили московские художники-архитекторы. Сруб из уральской лиственницы оказался на редкость долговечным, и основная часть здания дошла до нас в первозданном виде.
Среди других образцов качественно выполненных реставрационных работ можно назвать дома-музеи Александра Тюлькина (ул. Волновая, 21), Шагита Худайбердина (Новомостовая, 20) и Мажита Гафури (Гоголя, 28).

Читать дальше

На перекрестке веков

12.09.2018

Галина Фадеева

Старинный дом по улице Свердлова, 98, расположенный напротив бывшего ЦУМа, хорошо знаком мне с начала 60-х годов прошлого века. Именно в это время моей маме Серафиме Андреевне Окуневой дали там на втором этаже комнату, без всяких удобств, но с балконом, частично застеклённым (на фото он хорошо виден).
Точная дата постройки здания не установлена, но по воспоминаниям современников известно, что в апреле 1912 года оно уже существовало как доходный дом. Хозяевами данного усадебного участка с 1908 года значились товарищ директора Городского общественного банка Иван Степанович Глазырин и его супруга Алевтина Ивановна. Именно при них появился этот трёхэтажный особняк на углу улиц Малой Казанской (ныне Свердлова) и Александровской (ныне Карла Маркса).
Дом Глазырина выполнен в стиле эклектики, но с явным преобладанием элементов модерна. Об этом говорит сплошное, почти на всю высоту фасада остекление лестничных клеток, асимметричность здания, подчёркнутая в левом крыле небольшой башенкой-шатром с полуциркульным окном, большие витражные окна первого этажа.
Несмотря на то, что в доме уже давно провели воду и канализацию, туалет был один на этаж, кран с водой - в туалете и на кухне. В каждой семье имелся свой рукомойник со сливным ведром, а для детей, больных или стариков где-нибудь под кроватью, за изящным подзором держали горшок. Ни душевой, ни ванной не было; люди мылись в общественных банях.

Читать дальше

На улице Александровской

07.09.2017

В сентябре 1824 года Уфу посетил император Александр I. Он принял участие в закладке воинских казарм и Александровской церкви, намеченной к постройке планом Гесте-Сметанина 1819 года. Собственно с этого времени и началась история одной из красивейших улиц старой Уфы – Александровской, в советское время получившей имя автора «Капитала» Карла Маркса.

Уфимская духовная семинария
(К. Маркса, 3)

Духовная семинария в Уфе была открыта 26 сентября 1800 года. Называлась она Оренбургской по названию как епархии, так и губернии. Первоначально семинария помещалась вместе с Консисторией, т. е. примерно там, где ныне стоит Дом республики.
К 1828 году было выстроено новое каменное здание по плану архитектора Трофимова, деньги на строительство выделил Святейший Синод. Возводилось здание три года. Задуманное автором проекта Новой Уфы Вильямом Гесте как западная граница Соборной площади здание Духовной семинарии оказалось на одном из самых высоких мест города. Украшенный восьмиколонным портиком центральный ризалит с входом в здание располагался строго напротив входа в Воскресенский кафедральный собор (сейчас на месте собора находится здание Башдрамтеатра), размещённый в геометрическом центре площади. В начале ХХ века были вырублены берёзы разбитого в 1872 году на Соборной площади Ушаковского парка, и между собором и семинарией появилась спортивная площадка (ныне – стадион «Динамо»). Кроме собора и здания семинарии, ансамбль площади включал здания дома архиерея, дома губернатора, мужской гимназии и Присутственных мест. В связи с недостатком денежных средств в ансамбль площади первоначально вошло и несколько деревянных домов по улице Губернаторской (Советской). Кроме того, в связи с разрушением в 1830-е годы первоначального здания, которое по первоначальному замыслу должно было стать зеркальным отражением здания Присутственных мест, расположенного с ним по одной красной линии гимназии, нарушена была и строгая симметрия северной стороны площади. Тем не менее, уфимский классицизм был выразительно представлен именно в постройках Соборной площади. К концу XIX века разбитый на Соборной площади парк сделал незаметным нарушение целостности архитектурного ансамбля.
К середине ХIХ века в семинарии, кроме специальных предметов, преподавались также история, археология, логика, психология, риторика, поэзия, физика, медицина, сельское хозяйство, алгебра, геометрия, землемерие; еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский языки. Полученное образование позволяло выпускникам быть не только священниками, но и учителями.
В 1884 году западнее семинарии на улице Ханыковской (Гоголя) был выстроен большой корпус мужского духовного училища, и образовался комплекс религиозных учебных заведений.
В 1912 году в семинарии был открыт церковно-археологический комитет по охране и регистрации церковных древностей Уфимской епархии, целью которого было в числе прочего наблюдение за сохранностью старинных храмов, часовен, кладбищ, церковной утвари. Улица, на которой стояло здание семинарии, до начала ХХ века именовалась Семинарской, но с введением нумерации домовых владений в 1904 году, она стала началом улицы Александровской.
В 1920-е годы здание занимала школа-интернат имени Ленина, в 1930-м в нём разместился образованный в том же году сельскохозяйственный институт. В годы войны там было размещено оборудование одного из эвакуированных заводов, позже работал завод низковольтной аппаратуры. Сейчас в здании расположены Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан и Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан.

Читать дальше

Под сенью яблонь и рябин

14.04.2017

Улицу Аксакова, на которой прежде обитал мелкий и средний торговый люд, сегодня трудно назвать живописной. Многие здания, стоявшие здесь в прошлом веке, остались лишь на фотографиях. А пышную зелень приусадебных садов сменил строгий бетон многоэтажек и заводских корпусов. Но и сегодня еще можно увидеть осколки уходящей Уфы, находящиеся на грани исчезновения. Одним из них можно считать бывшую мещанскую усадьбу №82 (ранее ул. Каретная (Аксаковская, 78), принадлежавшую семье Лопатиных.

120 лет - в обед
Отставной унтер-офицер Евфимий Амфилохиевич Лопатин и его жена Анна Сергеевна купили участок между 1883-м ( по документам в этот год владелицей усадьбы была Пелагея Карева, а в последующих документах уже значатся Лопатины) и 1897 годом.
- Двухэтажный каменно-деревянный дом с резными наличниками, карнизами и филенчатыми пилястрами представляет собой образец губернского деревянного и кирпичного зодчества, - говорит знаток уфимской старины Владимир Захаров. - Он является выявленным памятником истории и культуры и визуально составляет единый ансамбль с соседней усадьбой Судаковых (н. №84), формирующей историческую среду старинной уфимской улицы.
По воспоминаниям старожилов, Лопатины торговали сеном на ближайшей торговой площади, а также держали каретную мастерскую. По всем признакам дела у них шли неплохо, так как во дворе был построен одноэтажный деревянный флигель с мезонином для проживания прислуги. Он сохранился до наших дней, и сегодня там размещены три жилые квартиры. Правда, еще в 20-х годах к нему был сделан кирпичный пристрой. Также во дворе стоял бревенчатый каретник и был разбит плодовый сад в несколько квадратных сажень.

Читать дальше

За окнами старого дома

17.03.2017

Газетное сообщение: «В Уфе ИСК отреставрирует усадьбу братьев Соловьевых на улице Свердлова. Два дома – №86 и №88 (одноэтажный деревянный и двухэтажный из смешанных материалов) выкупило у владельцев АО «Инвестиционно-строительный комитет» и планирует провести реставрацию строений, признанных объектами культурного наследия».

«Дорогая Маргарита! Спасибо тебе за поздравление и пожелание. Их на этот раз было много, и официальных и неофициальных…» – согласитесь, такие слова можно адресовать только близкому человеку. Письма нашего великого земляка художника Михаила Нестерова к племяннице Маргарите Михайловне Облецовой разобраны нашими искусствоведами, казалось бы, по косточкам. После смерти в 1913 г. сестры Нестерова Александры, Маргарита Михайловна получила часть вещей покойной. Именно она сохранила детские вещи своего дяди, его работы. Но, как выясняется, в Башкирский художественный музей эти реликвии передала уже не Маргарита, а Магдалина Елеазарова. Дело в том, что в последний год войны М.М. Облецова скончалась, и всё имущество покойной как бы автоматически перешло к её родной сестре. Первый и главный вывод из этого: сёстры проживали в одном доме. Более того, можно смело говорить, что дом этот сохранился – он стоит на нынешней улице Свердлова…

Читать дальше

Архив новостей


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Шаляпин в Уфе

В сентябре 1890 года Ф. И. Шаляпин переехал в Уфу и начал работать в хоре оперной труппы С. Я. Семенова-Самарского. Здесь 18 декабря 1890 года Шаляпин успешно дебютировал в партии Стольника («Галька» С. Монюшко), участвовал в благотворительном  спектакле в пользу уфимских детских приютов. В Уфе он впервые исполнил партии Феррандо («Трубадур» Дж. Верди), Неизвестный («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), выступил в опреттах К. Миллекера и как драматический актер в роли Держиморды («Ревизор» Н.В. Гоголя). По окончанию театрального сезона служил писцом в Уфимской губернской земской управе, пел в хоре Ильинской церкви. Уфимский период  (1890-1891), описанный самим Шаляпиным в автобиографической повести  «Страницы из моей жизни» положил начало артистической деятельности певца. В Уфе, на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств), где выступал Шаляпин, установлена мемориальная доска (1967). С 1991 в Башкирском государственном театре оперы и балета проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера». Фондом культуры РБ проводятся культурно-просветительские мероприятия, в том числе Шаляпинские дни (с 18 декабря по 13 февраля), в 1993 году учреждены премия и стипендия имени Ф. Шаляпина.

 

« Февраль 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
   

УФА В КНИГАХ