Памятники архитектуры Уфы - «Уфимская мозаика»: краеведческий портал библиотек Уфы

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

ГЛАВНАЯ
РУБРИКИ
Памятники архитектуры Уфы

Памятники архитектуры

История в дереве

27.11.2018

 

Одна из главных особенностей Уфы, которую отмечают многие приезжие, - наличие в историческом центре целых кварталов самобытных деревянных домов. Однако из-за интенсивной застройки они все чаще попадают под снос, уступая место каменным высоткам. На повестке дня стоит вопрос сохранения памятников деревянного зодчества, которых в нашем городе все еще насчитывается несколько десятков. Его решение требует совместных действий городских и региональных властей, а также участия самих уфимских застройщиков.


На сегодняшний день в Уфе 11 объектов деревянной архитектуры включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Два из них имеют статус объектов культурного наследия федерального значения - Дом Боровского по улице Чернышевского, 83, где Владимир Ленин во время приезда в Уфу в 1900 году встречался с местными социал-демократами, и Дом-музей Ленина по ул. Достоевского, 78, где проживала отбывающая ссылку Надежда Крупская, которую навещал Владимир Ильич. Еще 64 постройки из дерева и строения смешанного типа обычно с каменным цоколем и деревянным верхним этажом относятся к выявленным объектам культурного наследия.
Большинство из этих исторических архитектурных объектов нуждается в той или иной степени ремонта и реставрации. В Уфе первый опыт таких работ относится к концу 30-х годов прошлого века и связан с приведением перестроенного под коммуналки будущего Дома-музея Ленина в тот вид, когда в нем жила Надежда Крупская. В 1938 году архитектор Адамович составил проект реставрации, где предусматривалось оформление зала под экспозицию, комнаты под библиотеку и зал-читальню. Вскоре с проектом ознакомилась Крупская, внесшая ряд замечаний и пожеланий, которые учли в процессе работ. Консультируя реставраторов, Надежда Константиновна вспомнила, что стены ее комнаты были оклеены обоями. По справочной литературе были подобраны характерные для тех лет рисунки, и по ним сделали обойные валики, а первую партию обоев для музея изготовили в Москве. Перед началом реставрации дом был уже ветхим, в нем жили три семьи, поэтому восстановительные работы шли с 1938 по 1941 год, зато по их завершении Дом-музей обрел планировку и отделку эпохи начала прошлого века, которую можно видеть и сейчас.
Другой крупный реставрационный проект – восстановление исторического особняка по улице Расулева, 4, где с 1795 по 1797 год проживала семья писателя Сергея Аксакова, начался в конце 1980-х годов. Работы проходили под контролем автора архитектурного реставрационного проекта Земфиры Хатмуллиной. Художественно-экспозиционный проект выполнили московские художники-архитекторы. Сруб из уральской лиственницы оказался на редкость долговечным, и основная часть здания дошла до нас в первозданном виде.
Среди других образцов качественно выполненных реставрационных работ можно назвать дома-музеи Александра Тюлькина (ул. Волновая, 21), Шагита Худайбердина (Новомостовая, 20) и Мажита Гафури (Гоголя, 28).

Читать дальше

На перекрестке веков

12.09.2018

Галина Фадеева

Старинный дом по улице Свердлова, 98, расположенный напротив бывшего ЦУМа, хорошо знаком мне с начала 60-х годов прошлого века. Именно в это время моей маме Серафиме Андреевне Окуневой дали там на втором этаже комнату, без всяких удобств, но с балконом, частично застеклённым (на фото он хорошо виден).
Точная дата постройки здания не установлена, но по воспоминаниям современников известно, что в апреле 1912 года оно уже существовало как доходный дом. Хозяевами данного усадебного участка с 1908 года значились товарищ директора Городского общественного банка Иван Степанович Глазырин и его супруга Алевтина Ивановна. Именно при них появился этот трёхэтажный особняк на углу улиц Малой Казанской (ныне Свердлова) и Александровской (ныне Карла Маркса).
Дом Глазырина выполнен в стиле эклектики, но с явным преобладанием элементов модерна. Об этом говорит сплошное, почти на всю высоту фасада остекление лестничных клеток, асимметричность здания, подчёркнутая в левом крыле небольшой башенкой-шатром с полуциркульным окном, большие витражные окна первого этажа.
Несмотря на то, что в доме уже давно провели воду и канализацию, туалет был один на этаж, кран с водой - в туалете и на кухне. В каждой семье имелся свой рукомойник со сливным ведром, а для детей, больных или стариков где-нибудь под кроватью, за изящным подзором держали горшок. Ни душевой, ни ванной не было; люди мылись в общественных банях.

Читать дальше

На улице Александровской

07.09.2017

В сентябре 1824 года Уфу посетил император Александр I. Он принял участие в закладке воинских казарм и Александровской церкви, намеченной к постройке планом Гесте-Сметанина 1819 года. Собственно с этого времени и началась история одной из красивейших улиц старой Уфы – Александровской, в советское время получившей имя автора «Капитала» Карла Маркса.

Уфимская духовная семинария
(К. Маркса, 3)

Духовная семинария в Уфе была открыта 26 сентября 1800 года. Называлась она Оренбургской по названию как епархии, так и губернии. Первоначально семинария помещалась вместе с Консисторией, т. е. примерно там, где ныне стоит Дом республики.
К 1828 году было выстроено новое каменное здание по плану архитектора Трофимова, деньги на строительство выделил Святейший Синод. Возводилось здание три года. Задуманное автором проекта Новой Уфы Вильямом Гесте как западная граница Соборной площади здание Духовной семинарии оказалось на одном из самых высоких мест города. Украшенный восьмиколонным портиком центральный ризалит с входом в здание располагался строго напротив входа в Воскресенский кафедральный собор (сейчас на месте собора находится здание Башдрамтеатра), размещённый в геометрическом центре площади. В начале ХХ века были вырублены берёзы разбитого в 1872 году на Соборной площади Ушаковского парка, и между собором и семинарией появилась спортивная площадка (ныне – стадион «Динамо»). Кроме собора и здания семинарии, ансамбль площади включал здания дома архиерея, дома губернатора, мужской гимназии и Присутственных мест. В связи с недостатком денежных средств в ансамбль площади первоначально вошло и несколько деревянных домов по улице Губернаторской (Советской). Кроме того, в связи с разрушением в 1830-е годы первоначального здания, которое по первоначальному замыслу должно было стать зеркальным отражением здания Присутственных мест, расположенного с ним по одной красной линии гимназии, нарушена была и строгая симметрия северной стороны площади. Тем не менее, уфимский классицизм был выразительно представлен именно в постройках Соборной площади. К концу XIX века разбитый на Соборной площади парк сделал незаметным нарушение целостности архитектурного ансамбля.
К середине ХIХ века в семинарии, кроме специальных предметов, преподавались также история, археология, логика, психология, риторика, поэзия, физика, медицина, сельское хозяйство, алгебра, геометрия, землемерие; еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский языки. Полученное образование позволяло выпускникам быть не только священниками, но и учителями.
В 1884 году западнее семинарии на улице Ханыковской (Гоголя) был выстроен большой корпус мужского духовного училища, и образовался комплекс религиозных учебных заведений.
В 1912 году в семинарии был открыт церковно-археологический комитет по охране и регистрации церковных древностей Уфимской епархии, целью которого было в числе прочего наблюдение за сохранностью старинных храмов, часовен, кладбищ, церковной утвари. Улица, на которой стояло здание семинарии, до начала ХХ века именовалась Семинарской, но с введением нумерации домовых владений в 1904 году, она стала началом улицы Александровской.
В 1920-е годы здание занимала школа-интернат имени Ленина, в 1930-м в нём разместился образованный в том же году сельскохозяйственный институт. В годы войны там было размещено оборудование одного из эвакуированных заводов, позже работал завод низковольтной аппаратуры. Сейчас в здании расположены Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан и Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан.

Читать дальше

Под сенью яблонь и рябин

14.04.2017

Улицу Аксакова, на которой прежде обитал мелкий и средний торговый люд, сегодня трудно назвать живописной. Многие здания, стоявшие здесь в прошлом веке, остались лишь на фотографиях. А пышную зелень приусадебных садов сменил строгий бетон многоэтажек и заводских корпусов. Но и сегодня еще можно увидеть осколки уходящей Уфы, находящиеся на грани исчезновения. Одним из них можно считать бывшую мещанскую усадьбу №82 (ранее ул. Каретная (Аксаковская, 78), принадлежавшую семье Лопатиных.

120 лет - в обед
Отставной унтер-офицер Евфимий Амфилохиевич Лопатин и его жена Анна Сергеевна купили участок между 1883-м ( по документам в этот год владелицей усадьбы была Пелагея Карева, а в последующих документах уже значатся Лопатины) и 1897 годом.
- Двухэтажный каменно-деревянный дом с резными наличниками, карнизами и филенчатыми пилястрами представляет собой образец губернского деревянного и кирпичного зодчества, - говорит знаток уфимской старины Владимир Захаров. - Он является выявленным памятником истории и культуры и визуально составляет единый ансамбль с соседней усадьбой Судаковых (н. №84), формирующей историческую среду старинной уфимской улицы.
По воспоминаниям старожилов, Лопатины торговали сеном на ближайшей торговой площади, а также держали каретную мастерскую. По всем признакам дела у них шли неплохо, так как во дворе был построен одноэтажный деревянный флигель с мезонином для проживания прислуги. Он сохранился до наших дней, и сегодня там размещены три жилые квартиры. Правда, еще в 20-х годах к нему был сделан кирпичный пристрой. Также во дворе стоял бревенчатый каретник и был разбит плодовый сад в несколько квадратных сажень.

Читать дальше

За окнами старого дома

17.03.2017

Газетное сообщение: «В Уфе ИСК отреставрирует усадьбу братьев Соловьевых на улице Свердлова. Два дома – №86 и №88 (одноэтажный деревянный и двухэтажный из смешанных материалов) выкупило у владельцев АО «Инвестиционно-строительный комитет» и планирует провести реставрацию строений, признанных объектами культурного наследия».

«Дорогая Маргарита! Спасибо тебе за поздравление и пожелание. Их на этот раз было много, и официальных и неофициальных…» – согласитесь, такие слова можно адресовать только близкому человеку. Письма нашего великого земляка художника Михаила Нестерова к племяннице Маргарите Михайловне Облецовой разобраны нашими искусствоведами, казалось бы, по косточкам. После смерти в 1913 г. сестры Нестерова Александры, Маргарита Михайловна получила часть вещей покойной. Именно она сохранила детские вещи своего дяди, его работы. Но, как выясняется, в Башкирский художественный музей эти реликвии передала уже не Маргарита, а Магдалина Елеазарова. Дело в том, что в последний год войны М.М. Облецова скончалась, и всё имущество покойной как бы автоматически перешло к её родной сестре. Первый и главный вывод из этого: сёстры проживали в одном доме. Более того, можно смело говорить, что дом этот сохранился – он стоит на нынешней улице Свердлова…

Читать дальше

Высоко сижу, далеко гляжу

01.02.2017

Загородный дом купца Костерина, расположенный у Южного автовокзала, большинству уфимцев известен как «Дом с петушком». Так его прозвали в народе из-за флюгера в виде голосистой домашней птицы, который венчает башенку. Эта архитектурная достопримечательность с резными орнаментами – чуть ли не единственный памятник деревянного зодчества конца XIX века не только на улице Зорге, застроенной безликими «хрущебами», но и, пожалуй, во всем Октябрьском районе столицы Башкирии.В наступившем году особняк 1890 года постройки по праву можно назвать главной резиденцией символа 2017-го – года Петуха. А потому самое время вспомнить историю этой красивейшей достопримечательности купеческой Уфы.
Дом высокого полета
Интересно, что архитектор дома остался неизвестным.
- Тогда вокруг Уфы было очень много дач, и, конечно, автора проекта никто не знает, - объясняет краевед Анатолий Чечуха. - Зачастую у нас нет информации об архитекторах домов в центре города. Так что найти архитектора дачи просто невозможно.
У дачи Костерина - стандартная архитектура двухэтажного деревянного дома с резными украшениями. К зданию пристроена башенка, напоминающая стиль петербургского архитектора Ивана Ропета. Прежде всего загородный дом Костерина выделяется как раз этой башенкой.

Читать дальше

Единый дом двух купцов: Уфимские были

28.01.2017

«Возможно, мы их больше никогда не увидим» – под таким заголовком
«Молодежная газета» 13 декабря 2012 года опубликовала сведения по результатам межведомственной комиссии «для определения историко-культурной ценности объектов» по маршруту следования делегаций ШОС. Среди объектов культурного наследия, обследуемых комиссией, оказались и дома 53а/1, 55/1 по ул. Гоголя. А ведь у них интересная история, отсылающая нас к концу 19 века...

Уфа, ул. Гоголя, 53а/1, ул. Гоголя, 55/1 – Дом доходный Т.Н. Мартемьянова и Дом доходный Ф.С. Хаева, дата постройки – около 1890 года(Источник: Карта «Уфа. Культурное и природное наследие». Москва, 2006 год. Пояснительный текст к карте. Указатель памятников и истории и архитектуры. С. 18).
Тимофей Никифорович Мартемьянов, человек средних лет, чернобородый, коренастый, насупив брови, сосредоточенно потирал лоб. Шел 1886-й год.
Только что отгремели торжества по случаю 300-летия Уфы, где городской голова Дмитрий Семенович Волков растрогал всех своим Гимном родному городу, а уж надо к делам возвращаться. За 10 лет пребывания в Уфе Тимофей Никифорович и заводиком обзавелся, и в скобяную лавку товары только знай подтаскивает. Доходы идут. Одно слово: Мартемьянов! Деда – Мартемьяна – уважали за порядок в кузне, за свое крепкое хозяйство. От него и пошло: Мартемьянов сын, Мартемьянов внук, стало быть – Мартемьяновы. Но Тимофей в родных краях долго не задержался, хватку приобрел – и вперед! На новые места! Обратно в село не тянуло, хотелось ближе к железу, камню, да и к новой жизни тоже. Заводские дела продвигались, сам со съемного жилья съехал, обзавелся своим и семью выписал. Насупленные брови разгладились, Мартемьянов, чуть улыбнувшись, вспоминал, как свои гостевали в Уфе (пока сам обустраивался) да городской жизни дивились. Дочки-барышни все норовили и по магазинам уфимским поглазеть, и моду соблюсти, и в парке погулять. А только заявят по городу о приезде театральной труппы, сразу защебечут: «Папенька, па-пенька!» – и сопровождаешь их, как положено. «А теперь обосновались в городе, – радовался про себя Мартемьянов и, продолжая свой внутренний монолог, хвалил себя, что учиться определил дочерей в Мариинскую. – Гимназия хорошая, директор – княгиня Лидия Алексеевна Багратион-Имеретинская на послушание и скромность воспитанниц наставляет, к книгам приобщает, вот недавно на библиотеку сумму пожертвовал».Свободный капитал прибыль дает, можно и в банк под проценты. Но душа просит деятельности. Известные в городе люди доходные дома наставили: Тевкелевы в Случевском переулке еще в 1860 году отстроились, Г.К. Нагель на Успенской, С.Л. Сахаров на Бекетовской... Пора и мне взяться за прибыльное дело.

Читать дальше

Архив новостей


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Памятник Салавату Юлаеву

Самая большая конная статуя находится в Уфе. Это памятник Салавату Юлаеву, высотой 9,8 метра. Сооружение уникально еще и тем, что при весе в 40 тонн у него всего три опорные точки. Памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Сосланбека Тавасиева, его открытие состоялось 17 ноября 1967 года. По мнению большинства жителей и гостей республики этот памятник вошел в золотой список семи достопримечательностей — семи чудес Башкортостана.

 

« Декабрь 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
      

УФА В КНИГАХ